Утро 4 мая, Дарья Архипенко

Сегодня эмоционально нагруженная смена. Во-первых, две разные темы подряд для такого формата медиации — довольно трудно. Думаю, даже если группы разные, можно совмещать темы. Первая сессия была обычная, вторая с группой бабушек —подопечных Гаража. 

Первая сессия прошла отлично. Это был мой первый опыт работы с подростком, и я очень довольна. Такие непосредственные, где-то наивные, но всегда прямые ответы — это потрясающе обогащает разговор. Сегодня хотела закончить пораньше, но сами участники захотели вернуться к актуальной половинке темы, так что мы разговаривали 1:20. 

Вторая сессия была очень сложной. Думаю, дело в теме: хиппи в СССР. Тесно связанный с политикой вопрос. На который у всех свое мнение. И возвращать обратно к теме от рассуждений о российских оккупантах, Крыме и прочем приходилось трудно. И еще я столкнулась впервые с проблемой, когда два участника начинают общаться друг с другом и расцепить их очень сложно. Мне удалось дважды или трижды, но этого было мало. Надо было в начале проговорить формат более четко, учитывая аудиторию. Трудно, когда участники совсем не готовы принимать мнение других участников, отличное от собственного, это не дает диалогу литься плавно. Накапливается напряжение. В общем. было очень-очень сложно. Возможно, для бабушек было бы продуктивнее ставить двух медиаторов. 


Вечер 4 мая, Игорь Яськов

Говорили о Лианозовской школе. Удивительно, но, несмотря на огромнейшее количество информации об этом, почти никто о таком явлении не слышал. Тем с большим удовольствием люди открывали стихи Холина и Сапгира. При этом Сапгира старшее поколение знает как детского поэта, автора стихов про прекрасную принцессу и ужасную погоду (а может, наоборот), девушка помладше знакома с творчеством дочери Холина, фемблогера Арины Холиной. Было приятно, что чтение стихов зашло всем, от девочки 13 лет до взрослых за 45. Вместе с частой посетительницей мы смогли выйти на общие сюжеты вроде Бульдозерной выставки, где участвовал Рабин. Глядя на фото бараков, обсудили противопоставление большого столичного города и остальной России как принципиально отличного пространства. На обеих медиациях было по одному активному участнику с камерой, поэтому, наверное, было многовато рассказа моего, с другой стороны, факты вызывали живой отклик и на лекцию похоже не было.


Утро 6 мая, Дарья Архипенко

Первая медиация по фильму Феликса Соболева «Я и другие» прошла просто отлично. Несмотря на то, что последние 10 минут у меня перестала отвечать программа и участники меня видели, тогда как я видела только белый экран… Мы обсудили разные категории, постоянно возвращаясь к видео, поговорили об актуальном и в конце подвели итоги. 

Вторая медиация с бабушками по теме квартирных выставок прошла лучше, чем предыдущая про хиппи. Были те же участницы, что и в прошлый раз. Мне кажется, чем их больше, тем лучше проходит сессия. На первой их было человек 6 и было отлично! 

Никто не перетягивал одеяло на себя. На самом деле, это полезные сессии для меня. В каком-то смысле работать в «Гараже» легко: я привыкла к определенному типу людей, с которым там общаюсь. Здесь же совсем другая аудитория, так что я понимаю, что люди на «Гараже» не заканчиваются) Это круто. Трудно, конечно, когда говорите на разных языках, что ли, но полезно и в любом случае интересно.


Вечер 6 мая, Настя Шестак

На первой медиации присутствовала моя коллега Даша К. и еще одна участница, которая оперативно писала в чате. На примере различных элементов образа хиппи нам удалось обсудить табуирование сексуальности на советском и постсоветском пространствах, а также функционирование различных репрессивных институтов. Я не ожидала подобной оптики, получилась эдакая медиация по Фуко. Я даже выписала себе несколько рекомендаций статей и подкастов, мне было интересно и, судя по положительному отзыву коллеги, участницам тоже!

На второй медиации было трое участников, двое из которых были немного старше моих родителей. Сначала у меня возникло волнение, связанное с тем, что они, в отличие от меня, точно застали период хиппи в СССР, даже если были совсем детьми. Но я сразу поняла, что это и есть мой козырь. Двое из троих участников писали в чат, а третья собеседница была с включенной камерой и активно общалась со мной. Я без стеснения спрашивала, что такое ботинки на «манке» и от какого слова происходит «батник» (спойлер: от button — пуговица). Им было приятно объяснять мне вещи, которые они помнят и знают, а я нет. Мы много смеялись и задавали неожиданные новые вопросы к, казалось бы, давно знакомым явлениям. Медиация была очень камерной, но при этом активной (все благодаря участнице с включенными камерой и звуком). 

Обе медиации длились примерно 1 час 25 минут.


Утро 8 мая, Настя Шестак

В этот день у меня была одна медиация с тремя активными участницами. Здорово получилось поговорить про повседневность. Несмотря на то, что режим самоизоляции длится уже около двух месяцев, массовая закупка продуктов все еще остается актуальной, особенно для тех, кто сейчас уехал загород.
У меня на медиации была девочка-подросток, и в какой-то момент она сказала, что для нее банка с горошком группы «Перцы» не является произведением искусства и она бы сама смогла что-то подобное сделать. Мне нравится, когда участники напрямую говорят о своих ощущениях, независимо от того, положительные или негативные эмоции вызывает у них обсуждаемый объект. Благодаря этому мы смогли в общем поговорить о концептуализме, о важности самой идеи, ее осмысления, обсуждения и самых разных интерпретаций.

На первой медиации была группа из Estee Lauder, все они были между собой знакомы, их было пятеро и все были очень общительные. Тема для меня была новой, поэтому было волнительно. Медиировать с работами Бугаяна мне было сложно, потому что хотелось, с одной стороны, быть подвижной и прислушиваться ко всем мыслям участников, с другой стороны, не забывать магистральную линию, связывающую форму и содержание. На деле вышло, что запутаться в орнаментах Армена Бугаяна очень легко. Также было высказано мнение, что долгое вглядывание в одну (та, что посередине с мелким орнаментом) работу вызывает у моего собеседника головокружение. Один из участников предложил взглянуть на работы под другим ракурсом и мы в буквальном смысле стали поворачивать голову, чтобы по-другому воспринять эти образы, получилась неплохая физическая разминка! Приятным бонусом был момент, когда в обычном QR-коде участники начинали видеть визуальные образы, не такие яркие, как в творчестве Бугаяна, но зато такая наблюдательность развивает образное мышление. Сегодня был первый день, когда я попробовала погадать на стихах Пригова. Мне кажется, что это очень удачное завершение медиации, так как, действительно, участники «забирают с собой» кусочек выставки, а значит, и кусочек медиации. 

Вторая медиация прошла сложнее, хотя общее впечатление схожее. Было больше участников — 8, практически все были связаны с музейным делом, но при этом мало кто был на выставке, за исключением моих коллег. Было очень неожиданно, когда участники давали мне ответы, которые я ожидала услышать позже, я рада, что эта медиация меня встряхнула и напомнила о том, что медиация может двигаться в абсолютно непредсказуемом направлении и опыт предыдущей группы очень отличался от того фидбека, что я получила, медиируя с этой. Гадание по Пригову и этой группе понравилось, правда, я поняла, что нужно закладывать минут 10 до конца медиации, не больше, так как много времени для этого не нужно, а после гадания уже невозможно вернуться к теме, поэтому лучше после него уже прощаться.


Вечер 9 мая, Федор Шамонов

Сессия была только одна. Присоединилось 5 участников. На удивление, практически все были открыты и готовы к общению, но сохранялось ощущение какой-то «вымученности» разговора. Все будто бы очень быстро устали (минут за 30). Возможно, мне показалось, но впечатление сложилось такое.

Удалось довольно интересно начать разговор с темы современности и нарушения правил изоляции. Судя по всему, тема крайне актуальная. Я все же утвердился во мнении, что медиировать по акционизму и перформансам вообще куда труднее, нежели чем по какому-либо объектному искусству. Приходится довольно долго описывать процесс перформанса, если он сложный. Поэтому, мне кажется, люди могут очень быстро отвлекаться/уставать. По крайней мере другие медиации, где были представлены фотографии графики, скульптуры и т.д., даются мне куда легче, хотя акционизм, наверное, увлекает меня больше всего. Надо еще потренироваться.