Саморазрушение женщины и скандализация публики в алкогольной одиссее Ульрике Оттингер. В лектории Музея будет показана отреставрированная версия фильма.
Немногословная и очень богатая женщина прибывает в Берлин с единственной целью: спиться. Меняя один роскошный наряд за другим, она фланирует между дорогими ресторанами и злачными пивнушками, баккарой и бараками в компании новой подруги — эксцентричной бездомной. За женщинами по пятам следуют три облаченных в серое почтенные дамы — Общественная проблема, Здравый смысл и Точная статистика, — комментирующих происходящее, а также репортеры, раздувающие в прессе скандал в связи с непристойным публичным поведением незнакомки.
«Она, женщина изысканной красоты, образцовой стати и гармоничных рафаэлевских пропорций, созданная ни на кого не похожей, чтобы быть Медеей, Мадонной, Беатриче, Ифигенией, Аспасией, решила одним солнечным зимним днем покинуть Ла Ротонду. Она купила билет в один конец в Берлин-Тегель». Так начинается алкогольная феерия королевы немецкого кэмпа Ульрике Оттингер — первая часть ее «берлинской» трилогии, известная в Германии как «Портрет пьяницы». Главную роль в «Билете в один конец» исполнила партнерка Оттингер художница Табеа Блюменшайн — муза и авторка в одном лице, не только игравшая в картинах своей возлюбленной, но и сорежиссировавшая некоторые из них, а также создавшая для своей героини в «Билете» незабываемые костюмы — от ультраженственных платьев до маскулинного облачения дрэг-кинга. Именно с помощью этих нарядов Оттингер и Блюменшайн разоблачают двойные стандарты в отношении алкозависимых женщин: безупречный стиль и фасад приличия открывают главной героине любые двери, но стоит ей устроить пьяный дебош, как она тут же вызывает классистское и сексистское отвращение.
На фантазийный характер действия с первых же минут фильма намекает вымышленное название места, откуда прибывает безымянная героиня — Ла Ротонда. Используя алкоголь как средство эскапизма, незнакомка постоянно переключается между измерением снов и докучливой реальностью, так что в какой-то момент граница между ними размывается окончательно. Трикстерша читает монолог из «Гамлета» и ходит по канату в рамках циркового представления, участвует в автошоу и танцует в лесбийском баре, не переставая пить коньяк и вино, шампанское и сидр. Заразительное непослушание охватывает не только людей на задворках общества — других алкозависимых и маргиналов, — но и трех почтенных дам, которые из инструмента брехтовского остранения превращаются в соучастниц аттракциона: вместе с главной героиней они изобретают бренд собственного алкогольного напитка.
«Билет в один конец» — своего рода кроссовер между вселенными трех выдающихся квир-режиссеров нового немецкого кино: Оттингер, Фассбиндера и Шрётера. В эпизодических ролях засветились звезды Фассбиндера Курт Рааб, Фолькер Шпенглер и Эдди Константин, а в роли Общественной проблемы — муза Шрётера Магдалена Монтесума, которая исполнит главную роль в следующем фильме Оттингер и второй части «берлинской» трилогии «Фрик Орландо» (1981). Кроме того, в фильме снялись сама Оттингер, художники Мартин Киппенбергер и Вольф Фостель, а также панк-рокерша Нина Хаген.
Фильм демонстрируется на немецком языке с русскими субтитрами.
«Билет в один конец»
Режиссерка Ульрике Оттингер
ФРГ, 1979. 107 мин. 18+