Полка месяца. Современный танец. Танц-перформанс в России

О полке

В библиотеке Музея «Гараж» появилась тематическая книжная полка в рамках ежемесячного проекта «Полка месяца».

Апрельская подборка книг библиотеки Музея «Гараж» посвящена современному танцу и включает в себя издания, исследующие этот феномен в России в контексте театра и современного искусства. Книги раскрывают тему с разных сторон модернистского и постмодернистского наследия, с точки зрения положения зрителя и отношения к телу. Короткий тест позволит определить уровень владения темой и подскажет, к каким изданиям стоит обратиться, а лекция приглашенного эксперта — танц-художницы Дарьи Плоховой — расширит представление об основных именах и понятиях.

Тест

События

Список мероприятий

В настоящее время Музей не планирует мероприятий, отвечающих заданным условиям поиска.

Подборка книг

Обложка книги «Странные танцы. Теории и истории вокруг танцевального перформанса в России»

Анна Козонина. Странные танцы. Теории и истории вокруг танцевального перформанса в России

Исследовательница современного танца, критик и куратор Анна Козонина фиксирует разнородные процессы, связанные с современным танцем, и разрабатывает понятие танц-перформанса. В своей книге она пишет о танцевальной сцене 2010-х, присутствии танцевальных практик в интернете, театре и за его пределами. Также она обращается к смежными дисциплинами (культурология, антропология, теория медиа, социология и др.), демонстрируя междисциплинарность танц-перформанса в России.

Читать

Обложка Журнала «Театр.», № 39, 2019

Журнал «Театр.», № 39, 2019

Этот номер посвящен формату лабораторий в театре и танце, который имеет большое значение для танц-перформанса в России. В частности, в журнале опубликована расшифровка конференции «Лаборатория в перформативных искусствах: между метафорой и практикой», прошедшей в Школе актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС в 2018 году.

Читать

Обложка книги «Свободный танец в России: история и философия»

Ирина Сироткина. Свободный танец в России: история и философия

Историк и философ танца Ирина Сироткина рассматривает танец Айседоры Дункан (1877–1927) как отправную точку развития современного танца и влияние других представителей танца модерн на культурное и философское восприятие тела и движения в XX веке. Исследование освещает исторические аспекты двигательной культуры, философию свободного танца, его роль в эмансипации женщин и развитии двигательного искусства.

Читать

Обложка книги «Абсолютный танец. Воспоминания, письма, статьи»

Мэри Вигман. Абсолютный танец. Воспоминания, письма, статьи

Книга рассказывает о Мэри Вигман (1886–1973), знаменитой немецкой танцовщице и хореографе, посредством ее дневников, писем и статей о танце, отобранных ее другом Вальтером Сореллом. Мэри Вигман создала свой стиль — экспрессивный танец, который оказал влияние в том числе на танц-перформанс.

Читать

Обложка книги «Память крови. Автобиография»

Марта Грэм. Память крови. Автобиография

Знаменитая танцовщица и хореограф Марта Грэм (1894–1991) считается одной из родоначальниц танца модерн в Америке. В книге, созданной в последний год жизни, она пишет, как для танца важна техническая преемственность.

Читать

Обложка книги «Российский современный танец. Диалоги»

Екатерина Васенина. Российский современный танец. Диалоги

Исследовательница танца и искусствовед Екатерина Васенина собрала свои беседы с деятелями и деятельницами раннего современного российского танца (1980–2000-е). По ее словам, танец в это время можно сравнить с «удивительной, восхищенной глубинами свободных форм танца самодеятельностью».

Читать

Обложка книги «Theatrum Mundi. Подвижный лексикон»

Theatrum Mundi. Подвижный лексикон

В этот сборник под редакцией Юлии Лидерман и Валерия Золотухина вошли статьи филологов, философов, театроведов, культурологов и историков, анализирующие различные аспекты современного театра от перформанса до танца. В фокусе внимания авторов: концепция «мира как театра» и взгляд на повседневность посредством таких театральных понятий, как игра, зритель, сцена. Например, статья искусствоведа Марины Исраиловой посвящена политике производства знания и тому, как оно функционирует в театре и танце.

Читать

Обложка книги «Исчерпывая танец. Перформанс и политика движения»

Андре Лепеки. Исчерпывая танец. Перформанс и политика движения

Исследователь современного танца и независимый куратор Андре Лепеки обращается к творчеству разных хореографов (Жером Бёль, Мария Ла Рибо, Ксавье Ле Руа и др.), демонстрируя разные подходы к движению и его связи с темпоральностью.

Читать

Клер Бишоп. Искусственный ад. Партиципаторное искусство и политика зрительства

Исследовательница и теоретик искусства Клер Бишоп прослеживает развитие практик вовлечения зрителей в проекты современного искусства и соответствующее изменение визуального языка искусства. Ее взгляд может быть применен и к танц-перформансу, авторы которого предпочитают совместное переживание, а не зрелищность.

Читать

Обложка Художественного журнала. № 103, 2017

Художественный журнал. № 103, 2017

Этот номер ХЖ посвящен теме «Танец в музее». Главный редактор Виктор Мизиано отмечает в письме редактора, что «и танец, и перформанс, и многие другие творческие практики есть, по сути, просто разные формы общего для них когнитивного письма». Письмо может становиться перформативным процессом, который может перерасти в танец, как, например, в пьесе «Тело — медиум: диалоги "Айседориного горя"» одноименного танц-кооператива, в которой текст действует как контактная импровизация двух участниц.

Читать

Обложка книги «Точка навигации. Техника импровизации в современном танце»

Снежана Здор. Точка навигации. Техника импровизации в современном танце

В книге описана авторская методика, разработанная на основе личного опыта импровизации. Книга подталкивает заинтересованных читателей к индивидуальному движению и знакомству с современным танцем на практике. Здор предлагает 20 инструкций, таких как «растворить плоскость», «стечь в линию», «рассыпаться на точки», «раздвигать пространство разными способами», «собрать пространство в спираль», «разделить время на слои», «найти горизонт событий» и т. п.

Читать

Обложка книги «Modern Dance»

Boris Charmatz. Modern Dance

Французский танцовщик и хореограф Борис Шармац, известный как один из представителей движения не-танец, возглавляет «Танцтеатр Вупперталь» Пины Бауш. Шармац экспериментирует с пространством и коллективным действием, например создает балеты с участием прохожих на центральной площади Ренна или с посетителями галереи Тейт Модерн. Про последних Шармац говорит следующее: «они [посетители] не только создали музейное произведение, но, разойдясь потом по домам, унесли его с собой в своем теле, оставив нам партитуру спектакля». В книге собраны его эссе и интервью.

Читать

Обложка книги «Is the Living Body the Last Thing Left Alive? The New Performance Turn, Its Histories and Its Institutions»

Is the Living Body the Last Thing Left Alive? The New Performance Turn, Its Histories and Its Institutions

Сборник статей коллектива авторов исследует взаимоотношения между танцем, перформансом и современным искусством, а именно использование художниками методологии современного танца для обновления визуального языка. Статьи строятся вокруг нового перформативного поворот XXI века, который связан с увеличением количества художников и институций, работающих в сфере современного танца, а также рост его присутствия в музеях.

Читать

Обложка книги «Советский жест»

Дарья Плохова, Александра Портянникова. Руководство по практическому применению танцевального архива «Опыты хореологии», или Куда нас завел «Советский жест»

Книга документирует танцевальную лабораторию, посвященную исследованию экспериментальных танцев России до 1930-х годов. Авторы реинтерпретируют документы Хореологической лаборатории Российской академии художественных наук (1922–1930) и на основе этого создают драматургический текст — от теории и документов к инструкциям, стимулирующим читателей на личную практику.

Читать